?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что тебе снится?

Оригинал взят у lj_editor в Что тебе снится?


Ровно 65 лет назад, 17 ноября 1948 года, к месту вечной стоянки напротив Нахимовского училища прибыл легендарный крейсер «Аврора». В наши дни большинству людей он известен лишь как символ Октябрьской революции, и мало кто знает, что это дитя XIX века прошло долгий путь и пережило немало приключений, так что, судя по всему, в час, когда над Большой Невкой встаёт утро, сны ему снятся крайне интересные.



Конец ХIХ века – время крейсеров и броненосцев. Уже очень скоро они станут историей, уступив место исполинским дредноутам и линкорам, но пока моря принадлежат им. В 1895 году на фоне нарастающих внешнеполитических напряжений Балтийскому заводу была поручена постройка трёх крейсеров, названных в честь древнеримских богинь: Дианы, Паллады и Авроры.

Судьба этих крейсеров складывалась неважно. Ещё на этапе постройки в проект регулярно вносились различные правки, а после ввода кораблей в строй и вовсе оказалось, что за время, проведённое на верфях («Диана» и «Паллада» были введены в строй в 1901 году, а «Аврора» – в 1903), они уже успели устареть. К тому же, и так срывавшая все сроки «Аврора» никак не могла пройти приёмные испытания из-за постоянно возникающих дефектов. Наконец, в 1903 году она отправилась в Порт-Артур, где должна была благополучно воссоединиться со своими «старшими сёстрами», однако на судне то и дело возникали какие-то поломки, и к началу русско-японской войны «Аврора» не успела. Крейсеру приказали возвращаться обратно.

На приёмных испытаниях

После долгих месяцев ремонта, модернизаций и учений «Аврора» в составе Второй Тихоокеанской эскадры вновь отправилась на Дальний Восток. На шестой день пути, едва успев выйти в туманы Северного моря, эскадра открыла огонь по флотилии, «имевшей большое внешнее сходство» с вражескими миноносцами. На деле «миноносцами» оказались английские рыболовецкие суда. В русской истории это происшествие получило название Гулльского инцидента, а в английской – Russian Outrage (русский произвол). Но досталось не только несчастным рыболовам. В тумане часть кораблей русской эскадры приняло за врага и «Аврору», всадив в неё 5 снарядов, пробивших машинный кожух и в том числе оторвавших руку судовому священнику.

В мае 1905 г. эскадра вошла в Цусимский пролив, чтобы тут же оказаться в гуще событий – здесь её уже ждали главные силы японского флота. «Авроре» пришлось несладко, один из снарядов даже прошил судно насквозь, пробив 10 внутренних переборок, но, как бы то ни было, крейсер оказался в числе немногих русских кораблей, уцелевших в этом крупнейшем морском сражении начала ХХ века.


После Цусимы

Первую мировую войну модернизированная «Аврора» встретила в Балтике, было решено там же её и оставить для проведения различных боевых операций. Частенько после этих операций крейсер оказывался в ремонтных доках Кронштадта. По стечению обстоятельств в них он и находился в феврале 1917 года, когда революционно настроенные матросы и проникшие в доки рабочие учинили расправу над офицерским составом «Авроры». С этого момента корабль превратился в место проведения большевицких собраний и митингов, ремонт судна плавно отошёл на второй план. 25 октября 1917 года в ходе штурма Зимнего дворца, занимаемого остатками сил Временного правительства, с «Авроры» был сделан исторический холостой выстрел.


В Первую мировую

В 1922 году было решено превратить крейсер в учебный корабль, но уже к 1933 году старые котельные агрегаты обветшали настолько, что, в конце концов, на них махнули рукой и просто сняли. Тем не менее, крейсер продолжал функционировать и даже принял участие в обороне Ленинграда в 1941 году, побывав, таким образом, уже в трёх войнах. После окончания Отечественной войны «Аврору» перевели к окончательному месту стоянки у Петровской набережной и превратили в плавучий музей. Там её можно увидеть и поныне.


Крейсер-музей

Крейсер «Аврора» – корабль с настоящим русским характером. Его будто построили не из стали и бронзы, а из косяков и дефектов. Его доделывали на протяжении всей его истории и продолжают ремонтировать до сих пор. Тем не менее, он по-прежнему на плаву. Это крейсер-раздолбай, это крейсер-бунтарь, это крейсер-на-все-руки, и, не в последнюю очередь, это крейсер-герой, всегда поднимающий голову после каждого удара.


Александр balury Петрунин,
редактор ЖЖ

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
Vladimir Kirilenko
Nov. 19th, 2013 09:06 am (UTC)
"В императорском Зимнем дворце высочайше разрешено отвести под раненых парадные залы, выходящие на Неву, а именно: Николаевский зал с Военною галереею, Аван-Зал, Фельдмаршальский и Гербовый - всего на тысячу раненых" 5 октября 1915 года

в кого стреляли?

"... 28 октября 1917 года госпиталь Зимнего дворца был закрыт"
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars