?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня из Липецка в Полярный в 15-й раз ушла машина с новогодними подарками для членов семей экипажа ПЛ "Липецк". Сам экипаж в автономном плавании. Говорят, ушли на год. Куда? ....Мировой океан велик. Хорошо, что лодка после капремонта может уйти столь на долго. Судя по фоткам Минобороны, ремонтище произведен основательный, субмарину не узнать. Сын, Максим Федерякин, был на лодке еще до ремонта. Видел ее в прежнем состоянии. Пять лет назад я снарядил его в экспедицию, в эти самые декабрьские, предновогодние дни, в Полярный. С подарками для подводников от мэрии, и от всех липчан. Ему посчастливилось там побывать. Единственное, он привез оттуда очень мало фото, так как фотик был - обычная мыльница, а на базе флота стояла полярная ночь. Но вот сегодня как раз есть повод увидеть свежие фото нашей подшефной подлодки. И, предлагаю вспомнить рассказ о путешествии в Полярный, и о самой субмарине. ПЛ "Липецк", без прикрас - легендарная!




















ТАМ ГДЕ И В ПОЛДЕНЬ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

В канун Нового Года внештатный корреспондент GOROD48 принял участие в доставке подарков от липчан экипажу подводной лодки «Липецк», на военно-морскую базу ВМФ России, город Полярный Мурманской области.
Вернулась экспедиция в Липецк аккурат перед наступлением Нового года, проехав почти 5 000 километров, преодолев нелегкий путь за Полярный круг, на берега Кольского залива.

Предлагаем вашему вниманию путевые заметки участника экспедиции.

СКВОЗЬ ЛЕДЯНЫЕ ДОЖДИ

Испытания для нашей «экспедиции», которую снарядили администрация Липецка, различные коммерческие структуры, выступившие спонсорами, благотворительные фонды и простые липчане, начались практически сразу же. Выехав за пределы Липецкой области, где-то ближе к Туле на нашего грузового «японца» обрушился дождь.

Разверзшиеся хляби небесные, похоже, становящиеся нормой для конца декабря последних лет, могли бы и не удивлять, если не одно «но». Декабрьский дождь, приближаясь к земле, тут же превращался в лёд. Соответственно дорога становилась катком, все вокруг покрывалось ледяной коркой – деревья, дома, наш автомобиль. Ехать по такой дороге само по себе каскадерский трюк. Потому в начале пути к русскому Северу пришлось двигаться со скоростью 40, максимум 60 км/ч. Представить было сложно - сколько понадобиться времени, чтобы пройти 2500 км. с такой скоростью. Мечты встретить Новый год в кругу семьи потихоньку улетучивались.

Под ледяным дождем проехали Тульскую область, Москву, проторчав в пробках на МКАД около 3-х часов. Тверская и Новгородская области также встретили ледяным штормом. Правда, если раньше дождь шел при плюсовой температуре, то в Ленинградской области резко похолодало, столбик термометра опустился до -9, но… Дождь все лил. Реальный дождь, капли которого тут же превращались в ледяные пули, барабанящие по машине.

Автомобиль покрылся ледяной корой так, что двери открывались с большим трудом. Замерзли замки, все застыло. В заточении остался и сухпай от липецкой мэрии. Коробка с продуктами для экономии места оставалась в фургоне, двери которого вместе с замком замерзли наглухо.

Таким ледяным «макаром», почти ползком, со скоростью не выше 60 км/ч доползли до Карелии, преодолев чуть больше половину пути. Интересным получился контраст: дороги центральной России, по которым мы проехали, запомнились своей убитостью. Но, сразу после знака «Республика Карелия» - пошла отличная, ровная трасса. И так продолжалось километров 500, примерно до Петрозаводска, где М-18 снова превратилась в обычное русское направление.

М-18 – ТРАССА РОССИЙСКОЙ ГЛУШИ

Карелия. За окном уже – 24° по Цельсию. Идет снег, временами переходящий в метель. В принципе – холодно, даже в кабине. В «спалке» лежать невозможно, металл снаружи прихватило карельскими морозами. По краям дороги леса покрытые снегами. Все кругом белым-бело. Дорога хорошая, и мы стали поддавать в скорости, наверстывая упущенное. Удивило одно – безлюдье.

Первый большой привал совершаем под Кондопогой. На обочине трассы встречаются две одинокие фуры. Причаливаем к ним для компании, разминаем спины выйдя на мороз, пьем горячий чай из термоса, немного дремлем. И снова в путь, покой нам только снится.

По М-18 можно ехать десятки, даже сотни километров и не встретить ни одной машины, ни навстречу, ни в обгон. Красота кругом неописуемая, но безлюдье как-то гнетёт. То и дело посещают мысли: «А вдруг поломка, так и сгинешь тут, не дождавшись помощи». Становится не по себе, когда горючее в баке подходит к концу, а в обозрении ни одной бензоколонки. И ни одной проходящей машины. И полное отсутствие связи на мобильнике. На появившийся заправке дизтопливо отсутствовало. Но ценник стоял – 31 руб.50 коп. за литр, что примерно на 6 рублей дороже, чем в Липецке. Следующая заправка работала исключительно по талонам. На остатках топлива, по подсказке случайного дальнобойщика, доехали до городка Сегежа, где и заправились.

В ПОЛЯРНОЙ НОЧИ

Как-то незаметно сгущаются сумерки, и долго-долго не прекращаются. Начинаешь путаться – вроде день уже, а не рассвело. Это полярная ночь.

Пролетают указатели с причудливыми названиями налево - направо от трассы: Пояконда, Кандалакша, Пивнук, Кошка... Где-то промелькнул указатель со сказочной надписью «Лапландия»! Но на родину Деда Мороза нам, увы, не надо. Нас и так заждались моряки в Полярном. Двое суток в пути уже.

Но вот и Мурманск. До Полярного еще 64 км. Наконец-то Полярный, закрытый город, одна из баз Северного флота – сосредоточение подводных лодок подплава ВМФ России.

На КПП о нашей машине извещены задолго еще стараниями липецкой мэрии и специальных инстанций, без которых проезд в Полярный невозможен. Нас ждут.

В сопровождении нескольких человек мичманского и офицерского состава, мы добрались до самой базы. Ждали нас, как оказалось, почти целый день. Разгрузка прошла достаточно быстро.

Несмотря на дорогие подарки вроде бытовой техники, обилия разных продуктов, овощей и фруктов, больше всего моряки обрадовались липецкой минералке и сразу сложили упаковки отдельно. Уходя в «автономку» (ПЛ «Липецк» может находится под водой не всплывая 45 суток), им приходится пить опресненную воду, и минеральная вода липецких брэндов приходится очень кстати. Ей они всегда рады и берегут для походов.

К слову, сейчас подводники готовятся к дальнему походу – к берегам Испании, где планируются международные учения. Подводный флот России выпала честь представлять ПЛ «Липецк».

После разгрузки моряки предоставили нам все условия для отдыха, а на утро следующего дня для нас устроили экскурсию на подлодку.

В ТРЮМАХ ПОДЛОДКИ ЛОХИ С ОГУРЦАМИ

ПЛ «Липецк» в полярной ночи стоит как грозная черная тень.

Спускаемся в отсеки. Офицер Андрей показывает нам «Проспект Молодежи» - коридор в одном из отсеков, где, по словам моряка, любили «тусоваться» «караси» - так называют на флоте «духов», то есть - новобранцев. С недавних пор, правда, на ПЛ «Липецк» срочники не служат, их заменили контрактники.

Дальше осмотрели другие отсеки, трюм, кубрики для матросов, камбуз, и, конечно же, гальюн. Обратили внимание на бак с надписью «ЛОХ». Оказывается, это лодочная объемная химическая защита – средство пожаротушения.
- А это наши «огурцы», - показал нам дежурный отсека ракеты, похлопав по одной из них рукой.
И впрямь. Ракета похожа по форме и по цвету на гигантский огурец.

Не обошли вниманием стенд с видами города Липецка. Кстати, в расположении экипажа ПЛ «Липецк» очень много визуальных примет Липецка – стенды, фото, подарки от липчан, в том числе большое фото команды «Металлург», фанатский шарф. Тут же майка знаменитой липецкой волейболистки Светланы Крючковой с автографом и дарственной надписью подводникам.

Командир ПЛ «Липецк» Андрей Ковалев сказал, что весь экипаж считает Липецк своим городом.

ЛЕГЕНДАРНАЯ СУБМАРИНА

У лодки носящей название нашего города – богатая история. Она созвучная с историей страны. Когда-то очень огромной, где мирно уживались все нации. Но к 90-м годам все началось сыпаться, в том числе армия, и флот. В то время подлодка Б-177 проекта 877, еще не носящая имени «Липецк», новая, сошедшая со стапелей в 1988 году, базировалась в Севастополе, где в 1991-м началось разделение флота между ставшей незалэжной Украиной и Россией. Будущей субмарине «Липецк» «светило» украинское гражданство. Несколько членов экипажа, в том числе офицеры к тому времени уже стали подданными Незалэжной. И тогда российское командование Черноморского флота решило увести подлодку.

В феврале 1992 года субмарина ушла из Севастополя в Полярный. Вели ее резервная команда ПЛ «Ярославец». Это не выглядело так пафосно, как показано в одном из эпизодов фильма Хотиненко «72 метра», когда под звуки «Варшавянки» и Андреевским флагом уходила из Украины российская подлодка, прообразом которой была как раз нынешняя ПЛ «Липецк». Все выглядело более буднично – в надводном положении Б-177 ушла в Черное море вроде бы как на учения, в таком же положении минула Босфор и Дарданеллы и пройдя восемь морей и два океана прибыла в Кольское Заполярье. И только там над лодкой взвился Андреевский флаг.
К слову, в музее боевой славы подлодки «Липецк» хранится водолазный костюм, который брали для съемок фильма «72 метра».

ДОРОГА ДОМОЙ ОКАЗАЛАСЬ ГОРАЗДО ДЛИННЕЙ

Вопреки утверждению дальнобойщиков и прочих путешественников, что дорога домой всегда короче, в нашем случае это оказалось совсем не так. Назад возвращались по времени даже больше, чем ехали на Север – трое суток. И серьезно тормознула липецкую экспедицию Москва. В московских пробках пришлось простоять 10 часов! Вокруг переливались огнями елки, окна квартир и домов освещала иллюминация, народ хлопотал в предвкушении встречи нового, 2011 года. И только липчанам, запертым на МКАД и выезде на Каширку было не до веселья.

Однако, в итоге, все окончилось благополучно. Вырвавшись из Москвы, долетели до Липецка как на парусах. К новогоднему столу не опоздали.

МАКС ФЕДЕРЯКИН

Фото Министерства обороны РФ

Recent Posts from This Journal

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars