Sokolsky (sokolsky_mg) wrote,
Sokolsky
sokolsky_mg

Categories:

Православная воинская часть

Во Владимирской области есть воинская часть, где не побоялись воспитывать солдат в духе Православия, где вот уже много лет царят мир и порядок, и забыто позорное слово «дедовщина».

Примерно на середине пути между Сергиевым Посадом Московской области и городом Александров Владимирской области, неподалеку от поселка Арсаки, в лесу среди болот, на холме стоит величественный монастырь – Зосимова пустынь. Попасть в православную обитель можно только по одной дороге, которая ведет через воинскую часть инженерных войск Министерства обороны РФ.



Монастырь в годы советской власти был в ведении этой воинской части, из-за чего и по сей день он является самым недоступным для паломников – богомольцев. Попасть в Зосимову пустынь можно только по предварительному согласованию с духовным руководством монастыря и командованием части.

Автобус с паломниками после многочасового пути наконец останавливается возле шлагбаума КПП воинской части 42754. Далее пропускная процедура напоминала пересечение госграницы - охрана вежливо забрала у всех пассажиров паспорта и отправилась в помещение КПП проверять данные по компьютеру. Только после того как были улажены официальные вопросы, командование дало добро на проезд в монастырь, расположенный в трехстах метрах от солдатских казарм. Там гостей уже ждут коротко стриженые ребята-призывники в камуфляже – Зосимовский монастырь много лет занимается допризывной подготовкой новобранцев для этой воинской части.


Гужевой транспорт - лучшее средство передвижения солдат православной части


Сквозь воинскую часть автобус подъезжает к монастырю. Обитель как бы вклинивается между частью и городком, где живут офицеры и их семьи и до 90-х годов она была частью гарнизона, постройки которого использовались под хозяйственные нужды и казармы.  
   
В действующем ныне храме Смоленской Божией Матери, расположенном на территории монастыря, хранятся нетленные мощи блаженного старца - иеромонаха Зосимы. (Там же мощи священномученника епископа Германа Вязниковского – расстрелянного в 1937 г (по сведельству очевидцев из числа расстрельной команды, во владыку Германа было выпущено более 60-ти пуль, но он оставался жив) и духовника Зосимовской пустыни схимонаха Алексия Зосимовского. На Всероссийском Поместном Соборе в 1917 г. на котором было решено восстановить на Руси патриаршество, Алексию Зосимовскому было доверено тянуть жребий с именем нового патриарха. Именно этот старец вытащил из ковчега имя нового патриарха Тихона).

Одна из достопримечательностей воинской части – солдатский хор, который поет на клиросе монастырского храма во имя иконы Смоленской Божией Матери.
Поют в хоре призывники и срочники в свободное от службы время. Хор этот очень известный в России и за рубежом, победитель различных конкурсов солдатской и патриотической песен. Официально хор значится как хор - командующего инженерными войсками России. Руководит им иеромонах Варнава (Столбиков), в свое время окончивший Гнесинское училище и успевший поработать директором музыкальной школы.

 Когда поют солдаты

Сотрудничество армии и церкви началось в здешних местах в 1992 году. До той поры постройки закрытого в 1923 году монастыря, как сказано выше, принадлежали воинской части инженерных войск. В 1992 году Зосимова пустынь вновь была возвращена Русской православной церкви.
Поначалу соседство солдат с монахами приносило много хлопот обеим сторонам. Так, половину храма Смоленской иконы Божией Матери занимал армейский клуб, в другой ее части шли богослужения. Однажды подобная «разноголосица» привела к конфликту, и солдаты пошли на монахов стенкой. Монахам ничего не оставалось, как, помолившись, отстоять свою веру с применением физической силы. В рукопашной тогда победили монахи, и храм полностью отошел монастырю. Спустя некоторое время обители были возвращены основные постройки, и здесь закипела духовная жизнь.



 В 1994 году Зосимову пустынь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший монастырь духовно окормлять воинскую часть. Работой с военнослужащими и призывниками стал заниматься один из первых российских полковых священников иеромонах Варнава (Столбиков).

В 1994 году для прохождения срочной службы сюда были призваны 13 студентов духовной семинарии из Сергиева Посада. Непросто пришлось ребятам – будущим священникам. Семинаристов избивали и унижали старослужащие, главным образом за их вероисповедание, выбранный путь христианства и… хорошее знание воинского устава. Много пришлось потрудиться отцу Варнаве, чтобы искоренить бардак в части. Благодаря иеромонаху Варнаве постепенно и командование стало приобщаться к духовной жизни. В казарме солдаты устроили полковую церковь во имя благоверного князя Даниила Московского. В этом храме сейчас хранится икона Владимирской Божией Матери, написанная бывшим наркоманом, которого с Божией помощью наставила на путь истинный воинская часть. Икона эта периодически мироточит. Здесь же, в храме, есть холст с вытканным изображением Николая Чудотворца – подарок актрисы Нонны Мордюковой, которая любит бывать в Зосимовой пустыни.

Сейчас эта воинская часть – образец сотрудничества армии и церкви, где слово «дедовщина» забыто полностью. В свободное от основной службы время бойцы ходят в монастырь на богослужения, в столовой воинской части солдаты читают молитвы перед приемом пищи. Командованием подобное только поощряется. По крайней мере, в этой отдельной воинской части давно видят выход из положения, в котором находится Российская армия, и что поможет восстановить ее былую славу и мощь, здесь знают точно.



Перед возвращением домой, автор этих строк задал несколько вопросов отцу Варнаве:

- В эту часть попадают только воцерковленные подростки?

- Мы изначально не ставим задачи сделать из солдата служителя церкви. Главное помочь найти в жизни правильный путь. Без помощи православных ценностей в этом не обойтись.
Чтобы попасть служить в эту, часть не обязательно быть воцерковленным человеком, мы берем сюда и трудных подростков. С Божией помощью, из ребят мы делаем крепких физически и духовно граждан России. Бывает, Господь посылает нам ребят – настоящих православных лидеров, которые могут повести за собой остальных.

- Я слышал, что из ребят, служивших в этой части в разное время, вышло немало священнослужителей…

 - Да, из числа наших бывших солдат - срочников более шестидесяти человек стали священнослужителями. Но из числа солдат мы подготовили не только священников, но и много офицеров. Вот результат нашей совместной работы с Вооруженными силами России.

- Как можно попасть служить в «Зосимовский полк», что для этого нужно?

- Вполне возможно, кто сильно хочет. Нужно для этого, прежде всего, молиться. За полгода до призыва нужно приехать к нам, готовиться к военной службе при Зосимовском монастыре, знакомиться с командованием части. Здесь же мы готовим специальные списки, которые подаем в Генеральный штаб и военный отдел Московской Патриархии.
Вы, наверное, заметили, что призывники в монастыре ходят в форме и кирзовых сапогах. Это надо, чтобы парень привык к некоторым неудобствам еще до армии. Здесь же мы учим их подшивать подворотнички, пришивать пуговицы и так далее. Так что к периоду прохождения срочной службы у ребят уже есть некоторые навыки и им легче служить.
Однажды ко Дню защитника Отечества в нашей части один из центральных телеканалов снимал репортаж. Они сняли на камеру, как ребята поют в храме, а затем, как они же разбирают и собирают автоматы. Какого же было их удивление, когда «церковные певчие» собирали автомат Калашникова за 7 секунд…

- Отец Варнава, Вы сами служили в армии? Как Вы относитесь к военным людям?

 - Да, я служил в ракетных войсках. Так что воинские навыки мне знакомы.
Я очень уважаю военных людей. Прежде всего за их дисциплинированность. Русская армия всегда отличалась своей дисциплинированностью, и когда она отсутствует, мы наблюдаем развал.
Мы сейчас видим, как во всем мире, и в нашей стране идет размежевание, агрессивная настроенность друг против друга. В первую очередь мы начинаем подготовку ребят с формирования коллективизма. Это самая сложная задача. Мы даже ввели в воспитательный процесс старинный метод, когда наши призывники едят из одной миски. Это также способствует сплочению. Солдату необходимо «чувство локтя» товарища. Когда этого чувства нет, возникают дедовщина в армии и прочие деструктивные проявления.  

 - Сейчас в обществе идет полемика – нужно ли вводить в армии так называемый «институт капелланства», то есть узаконить полковых священников. «Приписывать» их на законных основаниях к той или иной воинской части, присваивать воинские звания. Как Вы считаете, нужно надевать погоны священнику?

- Я лично к тому чтобы надевать погоны священнику, отношусь скептически. Либо ты священник, либо ты – военный. Но я за то, чтобы Церковь сама шла к военным. Нужно епархиям обязательно опекать воинские части, расположенные на их территории. Архиерею надо благословлять отдельных священников, чтобы они только этим и занимались, чтобы священник был в части ежедневно, а не только по торжественным дням устраивать молебны. Предварительно, конечно, надо договариваться с командованием частями. И поверьте моему опыту - договорится несложно. Сегодня понимают многие – армия без Православной Церкви будет разлагаться и дальше.

По этой ссылке можно посмотреть и послушать несколько песен в исполнении солдат и иеромонаха Варнавы:  
http://rutube.ru/tracks/1608806.html?v=9aad07ac498d033666b5cf727f1e46d0


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments