Sokolsky (sokolsky_mg) wrote,
Sokolsky
sokolsky_mg

Липецкое, футбольное

Мой коллега, страстный спортивный болельщик, и спортивный же журналист от Бога, наблюдая многолетнюю агонию липецкого футбола, не смог больше молчать.

В общем, предлагаю Юркины заметки на манжетах о состоянии дел в спорте №1 в отдельно взятом  регионе.

Кончено, это больше местное, липецкое.





Почему у «Металлурга» нет спонсоров

В футболе, где, как известно, не бывает мелочей, все взаимосвязано: игра команды, количество зрителей на трибунах и желание (вернее в липецком варианте – его отсутствие) возможных спонсоров вкладывать в футбол деньги. Липецкий футбол финансируется налогоплательщиками через областную и городскую администрацию и доброй волей НЛМК, который до сих пор не бросает «Металлург». А вот спонсоров в чистом виде как не было так и нет. И это в таком богатом городе.

В этих заметках я хочу задаться вопросом: почему никто не хочет вкладывать деньги в липецкий футбол. И только ли виноваты в этом «жадные» толстосумы-бизнесмены? А может быть дело и в самом клубе?

Без болельщиков футбол умирает 

Минувший футбольный сезон в Липецке давно стал достоянием истории, но его главные итоги все никак не могут забыться. Итоги эти все хорошо знают – самое худшее за последние 15 лет выступление «Металлурга» в чемпионатах России и огромный 28-миллионный долг, оставшийся за клубом после такого «героического» результата.

Но за этими не сулящими ничего хорошего фактами скрывается и еще один. Сезон 2010 стал самым худшим за последние несколько лет по посещаемости домашних матчей «Металлурга».

И это очень печальный факт. Болельщики – люди, ради которых, собственно, и существует футбол – такой народ, что их не обманешь, как не пытайся. И ложь, и фальшь и откровенное пренебрежение к себе и своим интересам они чувствуют за версту. Правда, не все в Липецке это понимают. А народ тем временем голосует самым доступным для него способом – своими ногами, которые многих уже не несут на стадион.

Судите сами: на первый матч сезона-2010 с рязанской «Звездой», когда люди соскучились по футболу, на стадион по официальным данным пришло 8 тысяч человек. Сама эта цифра – 8 тысяч говорит о том, что футбол интересен немалому количеству людей в Липецке, которые любят Игру и готовы посещать матчи «Металлурга». Но уже на следующий матч с подольским «Авангардом» многие из них не пошли. На трибунах собралось уже 3,5 тысячи. А потом посещаемость стала падать и дальше: на третий домашний матч собралось уже 2,5 тысячи, на четвертый – 2.

Что же стало так отпугивать людей в Липецке от футбола?

На матче 525 болельщиков?

Не люблю утомлять читателей цифирью, но здесь без нее не обойтись. Если вам не интересно, можете пропустить этот кусок. Общая тенденция будет ясна и так: народ в нашем славном городе металлургов уходит со стадиона, Игра теряет популярность. А ведь без зрителей футбол умирает…

Средняя посещаемость домашних игр «Металлурга» по официальным показателям за 2010 год составила 3 тысячи человек. Повторяю, что это именно ОФИЦИАЛЬНЫЕ данные с протоколов встреч, которые легко можно перепроверить на сайте Профессиональной футбольной лиги. Правда, практика показывает, что эти официальные цифры нередко завышаются, порой в несколько раз.

Вот пример. В октябрьском матче с ФК «Калуга» руководители «Металлурга» пообещали перечислить всю выручку в помощь больному ребенку. Потом генеральный директор Игорь Лысенко браво отчитался перед телекамерой, что собрали целую 21 тысячу рублей. Кстати, болельщики, пустив «шапку по кругу», за один час насобирали мальчику 4 тысячи – т.е. сумму, равную четверти той, на которую расщедрился профессиональный клуб. Но сейчас не об этом, а о проданных билетах.

Нехитрый подсчет показывает, что при цене билета в 40 рублей, на стадион, судя по вырученным деньгам, пришли 525 человек. А в протокол игры внесли совсем другие цифры – 2 тысячи «болел». То ли изобретательный липецкий народ придумал, как проходить на стадион в Липецке бесплатно, то ли не вся выручка дошла до больного ребенка (в это лично мне не хочется верить), то ли все-таки протокольные данные нередко «врут», причем весьма существенно.

Но других данных у нас все равно нет, придется, как говорится, «верить протоколу». В конце концов, если принять за основу неофициальные наблюдения, то волосы вообще могут встать дыбом. Получится, что от многотысячной армии болельщиков у нас вообще осталась лишь горстка.

Итак, официальная средняя посещаемость домашних матчей «Металлурга» в 2010 году составила 3 тысячи человек. Годом ранее показатели были гораздо выше. В первом круге-2009 – 5 255 болельщиков, в целом за 2009 год – 4 400. В 2008 году («Металлург» тогда тоже играл во второй лиге) средняя посещаемость по официальным данным составила 5 344 человека – почти в полтора (!) раза больше, чем в минувшем году при нынешнем руководстве ФК.

Ниже чем в этом году за десятилетия средняя посещаемость у нас была только в 2006-м, когда после всем известных событий с избиением игроков на базе в «Парусе» и со стрельбой, футбол стал вызывать у многих болельщиков омерзение.

Конечно, я отдаю себе отчет, что количество людей на трибунах напрямую зависит от спортивных результатов. Поэтому на матчи первого дивизиона болельщиков придет по определению больше. Но вот данные за 2007 год, когда «Металлург» тоже выступал в зоне «Центр», в первую лигу не вышел и, по заявлениям тогдашнего президента клуба Бориса Чумарина, и не ставил цели выходить. Средняя посещаемость тогда была 4 487 человек. На 50 процентов выше, чем в минувшем году.

Разумеется, успехи или неудачи команды на футбольном поле способны увеличить или уменьшить число людей на трибунах. Но ведь руководство и тренеры ФК «Металлург» любят вспоминать про 14-матчевую беспроигрышную серию сталеваров в середине чемпионата. Почему, когда она длилась, на игры в Липецке приходили все те же 3, а то и 2,5 тысячи человек? Ведь из клуба даже неслись реплики о том, что мы, мол, замахнемся на первую лигу! Но и это не добавило интереса к футболу в городе.

Да, игра команды – главный фактор для привлечения болельщиков. Главный, но не единственный.

Вы заметили, что среди липецкой «торсиды» преобладают люди в основном старшего поколения? Многие из них помнят еще не только Меньщикова со Стоговым, но и Силохина со Стаферовым на футбольном поле. Они ходят на футбол десятилетиями, и будут ходить покуда им позволит здоровье. Это – те люди, которые не уйдут со стадиона никогда, даже если «Металлург», не дай бог, опустится до первенства области. Но таких мало, и с каждым годом их число не увеличивается.

А вот молодежи на трибунах становится все меньше и меньше.

Нельзя не понимать, что сейчас на дворе далеко не советские годы, когда футбол для многих был, по сути, единственным развлечением в жизни (с советский периодом нынешний пару тысяч людей на трибунах и сравнивать смешно). Теперь развлечений хватает. И чтобы завлечь людей на трибуны, увеличить поддержку своей команды передовые даже по меркам второго дивизиона клубы ведут соответствующую работу.

«Все помнят нашу «Матаню»

Подозреваю, что руководители липецкого «Металлурга» в плену самообмана заявят, что эта работа ведется и в нашем клубе. Большинство опрошенных мною болельщиков говорят, что большой активности по привлечению зрителей они не видят. По крайней мере, примеров, запоминающихся рекламных акций, неординарных эпизодов на стадионе привести они не смогли. Зато все вспомнили музыку в стиле «Матани», звучащую из стадионных динамиков на каждой игре.

Осенью я вместе с еще одним представителем СМИ разговаривал с новым президентом ФК «Металлург» Александром Конаныхиным в тот единственный пока раз, когда он позволил явить себя журналистам (в количестве двух человек). Мой коллега прямо спросил у президента, доволен ли он атмосферой на матчах «Металлурга» и является ли, по его мнению, поход на футбол в Липецке праздником? Конаныхин ответил что-то в том духе, что футбол – всегда праздник. По-моему, он даже не понял сути вопроса.

Но ладно президент. Он и в футбольном хозяйстве человек сравнительно новый, и в клубе он не может заниматься абсолютно всем. А как же те люди, кому по должности положено делать людям праздник футбола?

Наш вездесущий генеральный директор Игорь Лысенко в своем первом интервью на официальном сайте – подчеркиваю официальном т.е. подчиненном ему сайте, где ни одно слово не должно выходить без его одобрения, - высказался: «У нас и в программе написано: повысить популярность футбола, поднять на новый уровень бренд клуба «Металлург». Там же он говорил: «Сначала необходимо заниматься развитием, добиться доверия к клубу как со стороны болельщиков…».

Интервью было опубликовано год назад – 15 января прошлого года. И вот, спустя прошедший год (срок то немалый!) я хочу спросить у г-на Лысенко: раскрутил ли он вверенный ему бренд, увеличил ли посещаемость матчей, сделал ли футбол общей идеей для большинства жителей Липецка?

А как дела с доверием клубу со стороны болельщиков?

Если бы Лысенко ответил бы мне в духе «все хорошо, прекрасная маркиза», то я бы посоветовал ему заглянуть на гостевую книгу неофициального – истинно народного и свободного – сайта болельщиков ФК «Металлург». Там бы он нашел немало поучительного о доверии к нему самому и футбольному клубу в его лице.

Людей, как я уже говорил, не обманешь. Любого руководителя футбольного (и не только) клуба они просвечивают, словно рентгеном. И о том, какова его популярность, можно судить, просто прочитав гостевую. И популярность любого клуба измеряется количеством людей на трибунах, а оно у нас, как мы выяснили падает, и вероятно будет падать впредь. А страдает в первую очередь футбол…

Сколько длится перерыв в футболе?

Нет, какие-то свои действия по популяризации футбола нынешние руководители «Металлурга» могут-таки назвать. Например, в прошлом году в клубе появилась должность директора по развитию. Занял ее молчаливый мужчина, если верить офсайту (не путать с офсайдом), 1964 г.р. с высшим образованием. Более подробной информации о нем не обнародовано.

Кого и что он должен был развивать, для меня тоже осталось загадкой. О нем вообще ходит большое количество легенд. Не берусь утверждать, что это стопроцентная правда, но по слухам, придя в клуб, он сразу поинтересовался, сколько времени в футболе длится перерыв. Новоиспеченные коллеги по футбольному цеху объяснили, что правилами предусмотрено 15 минут, на что директор по развитию вроде бы запротестовал и якобы предложил в отдельно взятом Липецке увеличить длину перерыва минут эдак до 45, чтобы развлекать болельщиков, доводить их до исступления новыми оригинальными проектами. Этим предложением, утверждают, он довел до исступления других работников клуба, сразу понявших, что перед ними человек исключительно «футбольный».

Я так и не смог выяснить, откуда взялся на наш футбол г-н Лаврентьев, где он работал и зачем он по-большому счету нужен. Вроде бы говорили, что привел его Лысенко. По крайней мере, без одобрения генерального директора получить работу в футбольном клубе у нас невозможно.

Ну да ладно. Будем судить о человеке не по его предшествующей таинственной биографии, а по делам его нынешним.

Г-н Лаврентьев взялся за дело, как умел. Опять же по слухам это ему принадлежит идея достать из нафталина забытую древнюю идею с конкурсом среди болельщиков в перерыве по пробитию пенальти, жонглированию мячом и т.д.

Задумка то неплохая, если бы не отвратительная «реализация проекта». Народ ломился на поле гурьбой, милиция напоминала египетских полицейских, с трудом сдерживающих толпу мятежников. В микрофон объявляли, что в конкурсе участвуют, допустим, три человека, но под напором кого-то особенно рьяного шли на уступки: «А вот и четвертый конкурсант! И пятый…». Победителей зачастую было не разобрать и не разглядеть в беснующейся толпе. Лично мне показалось, что многие конкурсы вообще не были проведены до конца.

И над всем этим возвышалась фигура директора по развитию с непроницаемым лицом. Смотрелось, на мой вкус, все это отвратительно. Впрочем, наверное, не только на мой, потому что дикие эти конкурсы после первых туров свернули и больше к ним не возвращались. По крайней мере, пока.

На мой субъективный взгляд, человек, который все это придумал, обладает не очень богатой фантазией. Я помню, и сам где-то на рубеже 80-90-х пытался на стадионе попасть в число болельщиков-пенальтистов (меня, правда, ни разу не взяли). В общем идея старая, точнее устаревшая. Но если уж и браться за нее, то почему бы не провести лотерею и не объявить по стадиону номер билета (сектора, места), обладатель которого пойдет бить пенальти в перерыве или доверит это право кому-то другому. Тогда и толкотни можно избежать и в зрелищности прибавить. Но это, если подходить к делу с душой…

А вот еще одна задумка директора по развитию лично меня просто сразила. Привести на стадион ансамбль «Казаки России». Против казаков лично я ничего не имею, ансамбль хороший, всемирно известный.

Только вот выступал он перед болельщиками 31 августа в перерыве матча с «Локомотивом» (Лиски). В этот день футбольная общественность похоронила глубоко уважаемого в среде липецких болельщиков Юрия Шишлова, творца легендарного «Металлурга» середины 90-х. Фанаты приготовили на трибунах акцию памяти, разместили траурные баннеры. И тут с гиканьем и уханьем под музыку на поле в перерыве молодецки выскочили «Казаки России».

Я, конечно, понимаю, что в России многие похороны и поминки заканчиваются песнями и плясками, но всему же должен быть предел, господа хорошие. Я солидарен с группой парней на Восточной трибуне, которые встретили появление ансамбля свистом и демонстративно отвернулись от поля. Такие были не только на «Востоке»…

Думаю, и самим «Казакам» было неприятно выступать в такой обстановке всеобщего раздражения, когда по крайней мере половина стадиона им не рады.

Неужели нельзя было перенести пляски на другой матч? Я специально узнавал у руководства ансамбля – было можно. Но никто этим не озаботился. Получилось чисто по-русски: хотели как лучше, порадовать болельщиков, а получилось «как всегда».

Крупных акций «по раскрутке футбольного бренда» в Липецке в прошлом году больше не было. Но может, оно и к лучшему, учитывая исполнение?

Еще я однажды видел, как г-н Лаврентьев показывал заезжему журналисту (своим местным он внимания не уделял, слава богу) сувенирную красно-черную футболку, которую можно повесить на зеркало в автомобиле. Директор по развитию с восторгом Архимеда описывал, что к футболке скоро приделают и футбольные мини-трусики. Моему коллеге, судя по его виду, хотелось спать.

Господа! Сувенирная продукция – это хорошо, это здорово! Насколько мне известно, на эту (опять таки не новую) идею была потрачена уйма времени и сил. А маечки-трусики для машин вышли мизерным тиражом. Много вы их видели в Липецке в машинах простых болельщиков? То-то. То есть бренд клуба это если и раскручивало, то слабо.

Сами судите, господа болельщики, насколько все вышеперечисленные меры повысили популярность нашей горячо любимой команды. Подозреваю, что ваша оценка может сильно разойтись с кое-чьей, официальной…

А, г-н Лаврентьев за труды свои получал зарплату в клубе весь сезон.

(Продолжение следует)

Tags: Липецк, ФК "Металлург"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments